В конце ХVII в. началась добыча соли на Борзинском соляном озере (около 1688 Г.). С этого времени безлюдная степь в районе современной Борзи начинает меняться. Под горой Бухой, на берегу реки Борзя останавливаются обозы, везущие соль, на отдых останавливаются рабочие, идущие на соляные озера.
Дорога, по которой пролегала от Нерчинского острога, пересекала реку Шилку, шла по Урульге, Джиде, Унде, Камкаю, выходила на верховья реки Улятуй, правого притока Онона, затем переваливала бассейн Турги и Борзи, то же правых притоков Онона, и, наконец, она достигала Борзинских озёр. Протяженность дороги — 180 вёрст, или 216 километров. Всё это расстояние верховые служилые люди преодолевали за четыре с половиной дня, останавливаясь на ночлег в открытом поле.
С ростом населения возросла и потребность в соли. Соль нужна была для засолки впрок рыбы, мяса, овощей. В соляной промысел к этому времени были вовлечены также Торейские озёра.
В 1702 году на Борзинских и Торейских озёрах на промыслах соль добывали как «на государя», так и «про себя». За солью ехали и стихийно, по мере её потребности, и экспедициями.
В 1708 году на Борзинских озёрах в соляном промысле участвовало 65 человек. «В том числе служивыми людьми было добыто 193 пуда, промышленными — 144 пуда соли…», «крестьяне только двух деревень -Куенгинской и Алеурской добыли 35 пудов соли».
С увеличением объема перевозок возникла необходимость строения вдоль соляной дороги поселений и зимовий. В 1675 году возникла Урульгинская слобода. В 1737 году на Унде возле брода поселилось несколько семей переселенцев из Томского уезда. В 1735–1745 годах на речке Улятуй поставили зимовья крестьяне — переселенцы.
Академик Паллас говорит о соленном казачьем карауле в районе реки Борзе, место указывает в районе впадения в реку Онон (1772 год).
К Борзинским озёрам прокладываются и другие соляные дороги — от Нерчинского завода, от Читинского острога.
С 1756 г. систематической эксплуатацией промысла занялась Нерчинская воеводская канцелярия, которая для добычи соли ежегодно направляла к озеру 50 рабочих и нескольких смотрителей из числа казаков. Чтобы добыча соли была непрерывной, в эту местность даже переселяли людей
Нерчинским договором (27 августа 1689 г.) была определена граница с Китаем, но граница с Монголией не была установлена. Создавалась кордонная линия крепостей, которые соединялись промежуточными форпостами. Русские казаки вместе с бурятами и тунгусами наблюдали чаще всего пути, ведущие из Монголии на Цурухайтуй, Чиндант, Акшу, где спустя полвека (к 1772 г.) возникли пограничные крепости.
20 августа 1727 г. был подписан Буринский договор о разграничении территорий России и Монголии. В соответствии с ним было поставлено 63 маяка - каменные насыпи, которые определяли границы России и Монголии и которые протянулись от Западного Забайкалья до Амура. На территории нынешнего Борзинского района располагалось несколько маяков и караулов. В 1728 г. возник Чиндантский караул (Второй Чиндант). Напротив 57 маяка находился Ключевской караул, учрежденный в 1770 г. Вся пограничная линия была не заселена, что отметил путешествовавший в 1772 г. по Восточному Забайкалью известный ученый и путешественник П.С. Паллас, оставивший описание реки Борзя и Торейских озер. Насколько пустынна была местность по долине Онона и Борзи в 1772 г, свидетельствует то, что около караулов паслись непуганые стада джигитаев (куланов) от 10 до 30 голов.
Между Чиндант урукаевской крепостью, лежащей на Ононе, и Абагайтуйским караулом, лежащим на Аргуни, казачьи караулы располагались по степи и представляли простые пикеты. Никаких строений и поселений на пикетах, кроме одной-двух юрт, не было.
В 1771-72 гг. рядом с горой Буха создается один из таких пикетов, на месте которого впоследствии возник город Борзя. Казаки приезжали сюда из Чиндантского караула. Местность славилась солеными озерами и со всего края сюда приезжали за солью, а под горой Буха постоянно находилось стойбище. С 1773 г. пограничные русские казаки начали строить дома и обзаводиться хозяйством на новом месте. В соответствии с реформами в 1870-72 гг были произведены преобразования в Забайкальском казачьем войске. Казаки были разделены на самоуправляющиеся станичные общества из нескольких поселков каждое. Так, Цаган-Олуйская станица к 1889 г. имела 4 посёлка: Ключевской, Кондуевский, Соктуевекий и Абагайтуевский. Второй Чиндантской станице в 1889 г. подчинялось два посёлка: Хадабулакский и Кулусуиаевский. Борзинский поселок первоначально был небольшим. В 1891 г. в нем насчитывалось четыре дома и 46 юрт проживало 226 человек.
В 1775 году выходит государев указ об образовании поселения на месте Борзинских озер, «специально для добывания из оного соли». На самом деле из-за волокиты чиновников поселение на озерах 7 верстах от которого и должно построиться жилье затянулось на 5 лет с 1770 по 1775 год.
Исходя из этого факта, можно сказать, что Борзя как населённый пункт появилась 250 лет назад!!! Вот уж юбилей так юбилей!
Дело в том, что чиновники производили расчеты рентабельности, и цифры показали, что есть смысл в новом поселении. Продажа соли за период 1762–1773 года составила — 95.370 пудов вообще. Доставка соли в Нерчинск из иркутских варниц обходилась казне: в 1764 году по 54 копейки за пуд, в 1768 год по 65 с половиной копейки за пуд. Борзинские озера существенно снизили нагрузку на государственный бюджет.
На озерах в период добычи соли шла бойкая торговля, возникали стихийные ярмарки. Территория близ озер становилась своеобразной зоной свободной торговли. Сюда съезжались и везли свои товары крестьяне переселенцы, промышленные люди, буряты — скотоводы, тунгусы — охотники, монголы — степняки. На ярмарках не только шла купля -продажа, но и происходил натуральный товарообмен.
В русских документах того времени об этом сообщается: «Да к тому солёному озеру пригоняют монголы, не ясашные люди быков, коров, овец и меняют они у них иноземцев скот на кожи красные, и на сукна, и на соболи, песцы, дают за быка сукна аршина по четыре, а за корову соболя два, да по песцу, на деньги корова приходит рубли по семи». Вскоре была проложена тележная дорога, получившая название «соляная тележная дорога». Она проходила в основном по старой верховой дороге. Лишь в некоторых местах она стала обходить труднопроходимые участки, не проезжие для телег. Так, от реки Калангуй она прошла по сухой пади Урбангуй и вышла в долину Улятуй, обойдя сырые заболоченные места. Продолжительность езды по тележной дороге составляла пять — шесть дней.
За время эксплуатации Борзинского соляного озера с 1756 года по 1915 год соль на озере садилась 70 раз. За это время свыше ста тысяч пудов (один пуд -16, 38 кг) добывалось 4 раза, последний раз в 1865 году; свыше 80000 пудов — 2 раза; свыше 60000 пудов — 2 раза; свыше 40000 пудов — 1 раз; свыше 30000 пудов — 5 раз; свыше 20000 пуд. — 4 раза; свыше 10000 пуд. — 5 раз; свыше 5000 пуд. — 8 раз; свыше 1000 пуд. — 15 раз; в остальные годы из этих 70 лет садки она добывалась в количестве меньше 1000 пудов».
Историческое ядро Борзи, расположенное в пристанционном поселке, было основано в 1899 году в контексте масштабного строительства железной дороги. Строительные работы по сооружению линии железной дороги на Борзю под руководством Э. И. Михайлковского начались 1 сентября 1898 года. Сюда со всех концов страны ехали кадровые рабочие из больших промышленных городов. В результате был основан поселок, план которого подготовил землемер Лаврентьев. Официальное открытие поселка состоялось 9 мая 1900 года, приуроченное к столетию со дня смерти генералиссимуса А. В. Суворова, поэтому поселок получил название «Суворовский», но оно не смогло укорениться, и поселок сохранил название станции. Торжественное окончание строительства южной ветки Забайкальской железной дороги и вход первого поезда в пределы Манчжурии состоялось 10 февраля 1901 года: военный губернатор Забайкальской области генерал-лейтенант Е. О. Мациевский символически разрезал ленточку, открывая путь первому поезду в Манчжурию.
В 1907 году население поселка Суворовского и станции Борзя достигло ста домов, в которых проживали рабочие железной дороги и люди без определенных занятий, включая беспаспортных. В Борзе активно работали скупщики шерсти и добытчики самоцветов, что привело к образованию нескольких торговых улиц: Бульварной, Правленской, Таможенной, Большой, Корсаковской, Безымянной и Барашевской.
Железнодорожная станция стала ключевым узлом для доставки сельскохозяйственного сырья - кожи, шерсти, мяса из близлежащих волостей в крупные города России.
К 1909 году со станции Борзя ежегодно вывозилось 100 вагонов шерсти (39 тыс. пудов), до 5 тыс. пудов невыделанных овчин, до 15 вагонов лошадиных и коровьих шкур, 15 вагонов коровьих туш, около 12 тыс. пудов бараньих туш, до 2 тыс. пудов сала. Кроме этого, ежегодно вывозилось до 60 вагонов живого рогатого скота, лошадей и овец.
Здесь открывались торговые дома, было уже около 30 лавок - мануфактурных, бакалейных, булочных, мясных и прочее, что способствовало экономическому развитию поселка.
С 1911 года здесь начали проводиться ярмарки, привлекавшие торговых представителей со всего юго-восточного Забайкалья, а также из Китая и Монголии.
Оживлению торговли способствовало удобное географическое положение станции: отсюда шел тракт на Нерчинский и Александровский горные заводы.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году казакам поселка Суворовский дополнительно было выделено 11812 десятин земли для сельско-хозяйственных работ и выпасов скота (сейчас на этом месте лесопосадки, между Борзей и Ключевским).
Благодаря железной дороге и наличию трактов Борзя становится центром торговли всего юго-востока Забайкалья.
О начале всеобщей октябрьской политической стачки 1905 года в Забайкалье стало известно 14 октября. Рабочие станции Борзя отказались присутствовать на торжественном молебне в честь «обманного дня» - 17 октября. Восемь из них были уволены с работы. Эти события в Борзе вызвали живой отклик трудящихся Забайкалья.
Январь 1906 года ознаменовался трагическими событиями в Маньчжурии и Борзе. 9 января рабочая демонстрация, возглавляемая членом Читинского комитета РСДРП А.И. Коноваловым, была жестоко разогнана солдатами, ожидавшими отправки в Россию. Коновалов и другие участники были арестованы, а затем эшелоны с карателями двинулись на Читу, учиняя расправы на станции Борзя. Коновалов был приговорен к смертной казни и расстрелян 17 января у горы Буха. 27 января состоялся суд над семью участниками революционного движения в Борзе, получившими различные сроки заключения.
Несмотря на репрессии, рабочее движение продолжалось. В период с 26 октября по 1 ноября 1906 года рабочие депо станции Борзя провели стачку, выдвинув экономические требования из-за опасности политических заявлений в условиях реакции. Стачка завершилась поражением для рабочих.
Борзинская организация РСДРП, представленная на XI съезде сибирских организаций РСДРП в мае 1906 года и насчитывавшая 17 человек в декабре того же года, продолжала свою деятельность до 1909 года, несмотря на постоянное давление властей. Большевистские издания, включая газету «Правда», находили своего читателя среди борзинских рабочих.
Борзя заняла значительное место в революционных событиях 1917-1920 годов. 8 апреля 1917 года Семенов второй раз вторгся в Забайкалье. Основные силы семеновцев продвигались вдоль железной дороги на Борзю и Оловянную и далее – на Карымскую и Читу. Наступление семеновцев на Борзю велось по обеим сторонам железной дороги.
28 апреля семеновцы заняли Борзю и двинулись дальше. Захватив часть Забайкалья, Семенов издал приказ о мобилизации, предписывая казакам в трехдневный срок явиться на станцию Борзя с оружием и на лошадях.
9 июня была освобождена станция Борзя и несколько позже – Даурия, Шарасун, Мациевская. Остатки семеновских частей укрепились почти на самой границе с Манжчурией, заняв высокие склоны сопки Тавын-Тологой. В сентябре 1918 г. семеновцами были схвачены Е.В. Метелев - председатель Борзинского Совета рабочих, казачих, крестьянских и бурятских депутатов и член-казначей Совета Иван Савватеев. Избитых и окровавленных, под усиленным конвоем доставили в Борзю.18 сентября их расстреляли.
Наступил 1920 год, который Советская Россия встретила в более благоприятной военно-стратегической обстановке. Армии Колчака и Деникина потерпели поражение, и советские войска успешно продвигались на Восточном и Южном фронтах.
Описывая события, связанные с освобождением Борзи, Фадеев вспоминал:
«Операция (Борзинская) была проделана очень смело, но силы одного полка были малы, чтобы занять Борзю. Прорвали 8 рядов проволочных заграждений, заняли окраину и не могли перейти широкую улицу, перпендикулярную к железной дороге, так как был сильный огонь с противоположной стороны, и особенно фланговый, пулеметный то ли с белого бронепоезда, то ли просто пулеметы с фланга.
Были чудовищные морозы, мы потеряли много людей, ведь мы наступали весь день по совершенно открытой местности, под ураганным огнем, чтобы накопиться перед самой Борзей к ночной атаке».
В феврале 1924 года произошли значительные изменения в административной структуре региона: центр Александрово-Заводского уезда был перенесен на станцию Борзя, после чего уезд получил новое название- Борзинский.
В это время поселок Суворовский, оставаясь частью Александрово-Заводского уезда, активно развивался, и в нем возводились новые здания. Решением Александрово – Заводского Исполкома были переименованы названия улиц: бывшие улицы Бульварная и Большая на улицы Лазо-Борзинскую и Пушкинскую, бывшая Корсаковская на улицу Савватеевская, бывшие Таможенная на улицу Метелицы, бывшая Правленская на улицу Ононская. Эти изменения произошли между декабрем 1923 года и февралем 1924 года.
10 июня 1924 года в Докладе Председателя Чиндант-Борзинского волостного исполнительного комитета 5-ому пленуму Борзинского исполнительного комитета было сообщено, что "в связи с укрупнением волостей в Чиндант-Борзинскую волость влились 3 волости: Тургенская, Цаган-Олуйевская в полном составе, Шоноктуевская в пяти селениях. Чиндант-Борзинская волость объединила 27 населенных пунктов. Всего дворов было 2658 с численностью населения 4487 человек".
В южной части города с 1928 года функционировала Мациевская скотобойня, ставшая основой мясокомбината, где работало около 200 человек. Жилмассив около скотобойни носил название "Скотоимпорт".
С конца 1930-х годов, в контексте активного развития сельского хозяйства и промышленности в юго-восточной части Читинской области, населенный пункт Борзя начал трансформироваться в значимый транспортный узел. Указом ПВС РСФСР от 19 июля 1939 года он был отнесен к категории рабочих поселков, при этом численность населения достигала около 9 тысяч человек, увеличившись до 20 тысяч человек в послевоенное время
В далеком 1941 году борзинцы, все как один, подхватили главный девиз тех дней – «Все для фронта, все для победы!». В районе был организован сбор средств в фонд обороны страны. Учащиеся железнодорожной школы 240 собрали для фронта 1 тысячу рублей деньгами и 18 тысяч рублей облигациями, проводили сбор теплой одежды для детей эвакуированных, организовали 5 тимуровских бригад.
15 февраля 1942 года в субботнике в Борзинском районе приняло участие 1795 человек. Все заработанные деньги – более 13 тысяч рублей - были внесены на строительство танковой колонны «Комсомолец Забайкалья».
В 1943 году трудящиеся Борзинского района собрали и сдали в фонд обороны: наличными деньгами – более 523 тысяч рублей, облигациями займа на сумму более 12 миллионов рублей.
В годы войны в стрелковых дивизиях и бригадах, артиллерийских, минометных, зенитных, кавалерийских, танковых, авиационных, пограничных, воздушно-десантных, морских, саперных войсках воевало более 9 тысяч наших земляков, призванных Борзинским военкоматом. Почти 2 тысячи из них отдали свою жизнь за Родину, навечно оставшись на полях сражений на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии, Австрии, Чехословакии, Германии.
В первые дни Отечественной войны на фронт ушли несколько десятков работников Борзинского мясокомбината. На место ушедших на фронт мужчин встали престарелые родители, женщины и дети. Рабочий день на мясокомбинате длился по 12-16 часов. Осваивалось производство новой продукции – из отходов шерсти катали валенки, вязали варежки и носки, из обрывков овчин делали шапки и рукавицы. Все это отправляли на фронт и распределяли между семьями фронтовиков.
В 1941 году в Борзе создано два эвакогоспиталя: в здании школы № 44 и по улице им. Савватеева. Эвакогоспитали действовали до 1946-1947 годов.
Борзинцы оказали существенную помощь разоренным районам западных областей после освобождения от захватчиков. Собрав 181 тыс. рублей, 150 лошадей, около 150 коров, более 80 свиней и 1500 овец.
Победа в кровопролитной войне далась стране тяжелой ценой: по приблизительным данным она унесла 27 млн. человеческих жизней. Борзинскому району победа досталась также тяжелой ценой: 9330 жителя Борзи приняли участие в военных действиях, 5190 человек погибли на фронте.
Важным шагом стало указание Президиума РСФСР 8 июля 1950 года, согласно которому Борзя стала городом районного подчинения.
При взгляде на асфальтированные улицы современного города трудно представить, что в начале 1950-х годов здесь не было тротуаров и автомобили часто буксовали в песчаных наносах. Однако, с течением времени город не только рос, но и активно застраивался.
Начиная с 1951 года, исполнительный комитет Борзинского городского Совета активно реагировал на просьбы и пожелания граждан. В связи с экономическим развитием города и ростом индивидуального строительства, а также строительства новых корпусов предприятий и учреждений – наименования улиц становились важным событием в жизни города. На каждом заседании выносились вопросы о выделении под строительство земельных участков, о выдачи на индивидуальное жилищное строительство денежных ссуд и т.п.
В 1951 году, согласно решению исполкома горсовета от 6 июня, была удовлетворена просьба трудящихся о переименовании Ононских улиц. В результате, Первая Ононская преобразовалась в улицу имени Ленина, Вторая Ононская - в улицу имени Молотова, а Третья Ононская - в Партизанскую. В этот год в Борзе работало уже семь школ.
В этом же году в Борзе открылась инкубаторная станция, где была произведена закладка первых 74 тыс. яиц. Также была основана автоколонна «Сельхозтранс», преобразованная в дальнейшем в АТП, в которой числилось 70 машин, начал свою работу кирпичный завод, выпустивший пробную партию - 25 тыс. кирпичей. В 1952 г. создается Борзинская станция лесонасаждений, которая занимается озеленением города.
12 июня 1954 года была удовлетворена убедительная просьба трудящихся и решением исполкома переименованы улицы: улицу Безымянную в улицу Богдана Хмельницкого, улица Гаражная в улицу имени М. Горького.
В Борзинском районе в 1956 году начала работу Шерловогорская ТЭЦ – в октябре промышленный ток дал первый турбогенератор, а в ноябре была принята в эксплуатацию вторая турбина, пуском которой завершено строительство первой очереди ТЭЦ.
Начато строительство гостиницы «Заря» на углу улиц им. Ленина и Пушкина, здание было рассчитано на 50 мест, В 1957 году гостиница уже начала принимать первых клиентов.
В 1960 году Борзинский аэропорт принял первые самолеты. Расстояние от Читы до Борзи можно было преодолеть за 45 минут.
В 1965 году на площади им. А. Матросова был установлен монумент в честь борзинцев, павших в боях. Позже, в 1969 году, на городском кладбище открыли мемориальную зону памяти воинов, скончавшихся в эвакогоспитале. В ознаменование 30-летия Победы, в 1975 году, воздвигли памятник – танк ИС-3, посвященный 6-й гвардейской танковой армии.
Параллельно с увековечиванием памяти развивалась и социальная инфраструктура города. В период с 1967 по 1974 годы в Борзе появились детские сады «Светлячок», «Улыбка», ясли-сады «Солнышко» и «Сказка». В 1968 году силами комсомольцев был построен новый стадион, принявший в 1971 году областные соревнования по футболу.
Расширялась и сфера услуг: в конце 1971 года открылся магазин «Черемушки», а позднее, в 1973 году, распахнул свои двери промтоварный магазин «Даурия». В 1970 году в эксплуатацию было сдано новое здание музыкальной школы и четырехэтажное общежитие по улице Победы, предоставив комфортные условия для проживания.
В 1971 году начало работу профессионально-техническое училище строителей (ГПТУ No5), преобразованное позднее в СПТУ No5.
Осенью 1973 года было организовано Борзинское отделение железной дороги, ставшее одним из крупнейших предприятий Забайкальской железной дороги.
Важным событием стало открытие Хадабулакского телевизионного ретранслятора в январе 1974 года, ознаменовавшее эпоху телевидения в Борзе.
К 1976 году в Борзе проживало около 30 тысяч человек. Город располагал развитой инфраструктурой, включавшей промышленные и железнодорожные предприятия, строительные организации, предприятия торговли и бытового обслуживания, учреждения образования и здравоохранения, культурные центры.
По данным переписи населения 1989 года, на территории района проживало 62484 человека. Из них в городе Борзя – 31642 человека и в поселке Шерловая Гора – 17777 человек.
В 1990 году в Борзе открылся филиал Агинского педагогического училища по подготовке учителей начальных классов.
На 1 января 1999 года в Борзинском районе зарегистрировано 350 предприятий различного типа, 220 торговых точек, 14 предприятий общественного питания. На территории района было 7 больниц, 13 фельдшерских пунктов, 2 аптеки.
Конец XX и начало XXI века стали для Борзи временем перемен и адаптации к новым экономическим условиям. Несмотря на трудности переходного периода, город сохранил свой промышленный потенциал и продолжил развиваться.
Сегодня Борзя – это современный город с богатой историей и перспективами на будущее. Здесь живут трудолюбивые и талантливые люди, которые гордятся своим городом и вносят вклад в его развитие. 75 лет – это лишь одна из вех в летописи Борзи, впереди новые достижения и свершения. Город продолжает расти и развиваться, сохраняя свою уникальность и самобытность.